Среда, 25.06.2025, 07:00

Сайт учителя русского языка и литературы Плугаревой Анастасии Олеговны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методические материалы

Главная » Статьи » Мои статьи

А. П. Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.
Класс: 6
Тема: Андрей Платонович Платонов (1899-1951) Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.
Тип урока: урок - беседа
Методические приемы:
Слово учителя, аналитическая беседа, чтение эпизодов вслух, представление иллюстраций, работа над закреплением понятия об олицетворении, самостоятельная работа над афоризмами, словарная работа.
Цели:
1. Акцентное вычитывание текста.
2. Формирование нравственных понятий на примере сказки - были.
3. Развитие навыков анализа текста литературного произведения.
4. Подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру.
5. Развивать умения выражать свои мысли посредством беседы, диспута, ответов на вопросы, выражать логическое отношение к происходящему.
Задачи: познакомить с фактами биографии А.П. Платонова; познакомить учащихся с историей создания сказки «Неизвестный цветок»; дать определение сказки-были: реальное и фантастическое в сказке; познакомить учащихся с содержанием сказки «Неизвестный цветок»; рассмотреть художественные приемы, помогающие донести до читателя основную мысль автора; определить смысл сказки-были.
Оборудование: иллюстрации к сказке-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок», эпиграф на доске.
Ход урока
I. Организационное начало
Слово учителя.
( Настрой на восприятие)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок.
Обратите внимание на эти два цветка.
( обратить внимание на подоконник: два цветка, один из которых засох).
Два цветка. Один красив, ярок, он ласкает наш взгляд ярко-зелеными листочками. А другой? Посмотрите, как безжизненны его листочки!

Почему этот цветок завял?

Его не поливали, забыли о нем.
Учитель: Да, ребята, цветок был всеми покинут, одинок, забыт. Его не окружили заботой, и он погиб от людского невнимания.
( Переход к теме урока).
На сегодняшнем уроке мы совершим открытие судьбы еще одного цветка. Цветка неизвестного . Необычного . Сказочного. Непохожего на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.
« Голос маленькой неизвестной жизни …»
(По сказке А. Платонова «Неизвестный цветок»).

На нашем уроке мы обсудим, почему необходимо уважать чужое достоинство, продолжим развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения мы будем воспитывать в своих сердцах милосердие, доброту, уважение к ближнему, любовь к Родине.
Слово о писателе.
А.П. Платонов прожил недолгую жизнь – 52 года. Он родился на рубеже двух веков так же как А. Грин. Вместе со страной пережил и войны, и революцию, и лишения, и голод, и гонения. Всю свою жизнь Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасности и поворотов истории. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – это заповеди писателя, которыми он щедро наделил своих героев.
Сказка-быль «Неизвестный цветок» - была написана Платоновым в 1950 году. В это время он уже был тяжело болен, почти не вставал с постели. А спустя год Платонов умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом.
Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы. Он пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Сказка-быль «Неизвестный цветок» звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается. Все в мире неразрывно слито, и в этом состоит его гармония.
На доске эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт.
- Как вы понимаете этот эпиграф?

Что во всех сказках нас учат быть добрыми, что всегда добро побеждает зло.

Раз мы уже разговор завели о сказках, вспомните, какие они бывают?
- Сказки бывают фольклорными и литературными.
Сказка-это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, «вечные» истины. В конце работы мы дадим ответ на вопрос:
ЦУ: Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает нам писатель А. Платонов?

- Чем они отличаются?

Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем.

-Какими чертами обладает любая сказка?
- вымысел;
- занимательность;
- поучительность

-Как автор А. Платонов определил жанр сказки «Неизвестный цветок»?

Сказка – быль.

-Подберем однокоренные слова к слову «быль».
Было, былина, быличка, быть.
- Правильно, значит, в этой сказке переплелись художественный вымысел и реальность.

-А что в описании цветка – от были, а что сказочное?

У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование. Однако цветок из сказки А. Платонова был существом, наделенным чувством, волей

Беседа с классом. Работа с текстом. (10 мин)

- Почему А.Платонов назвал свое произведение сказкой-былью? Что в нем сказочного и реального? Найдите примеры в тексте.

-К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? (автор использует такой литературный прием, как олицетворение). Найдите в тексте.

Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.

«Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Читатель не может не сочувствовать цветку, наделенному свойствами человека.

- Как был вознагражден цветок за его каторжный труд и терпение?

- Прочитаем описание цветка. Какое сравнение помогает понять его красоту? (поиск по тексту)

- Почему пионеры любовались цветком как героем?

- Почему Дашу так заинтересовал маленький цветок? Как и в чем раскрывается характер Даши?

- Почему через год Даша не смогла отыскать прежний цветок на ухоженном пустыре?

- Новый цветок, выросший на пустыре между камнями, был «намного лучше… и еще прекраснее». Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель?

(Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни).

Прежний цветок погиб на удобренной, возделанной земле, но возродился меж двумя тесными камнями: «… он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

- Как вы думаете, почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка?
- Какой же была жизнь на пустыре?

Цветок не просто скучал, ему было очень одиноко.
«Он рос один на пустыре…», «лишь один ветер гулял по пустырю», «Меня никто ни зовет»;
Ему не просто было трудно - жизнь его было тяжелой , он страдал .
«…нечем ему было питаться в камине и в глине ; капли дождя, упавшие с неба, скользили по верху земли и не проникали в его корни ,»
Цветок отчаянно боролся за жизнь:
«Он поднимал листья против ветра … всю ночь он сторожил росу и собирал ее по каплям.
Учитель: Ключевые слова жизни цветка на пустыре:
Одиночество, страдание, борьба за жизнь.

- Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение рассказчика к цвету.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы: стебелёчек, венчик, жилки, травка.
Автор перечисляет трудности в жизни цветка и сочувствует ему.
Автор использует эпитеты: мертвая (глина), сухие (пылинки), голый (камень).
Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком- тружеником. Его друзья- лучики солнца и ветер. Но вот в жизни цветка появляется еще один друг…

Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным?
Встречу Даши и цветка.
Итак, они встретились: Даша и маленький беззащитный цветок.

Попытаемся дать ему имя.

Цветик-семицветик. Добрый цветок.

Учитель: Хорошо, у цветочка уже есть имя. А теперь поможем неизвестному цветку, как это сделала Даша.

- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?

Ей было грустно.

- Почему Даша завидовала письму, которое несла на почту?

Оно скорее увидит маму, чем она.
Девочка скучает по маме.
Учитель: Даша была одна, как и цветок. Грусть по маме помогала открыться добрым чувством в Дашином сердце, а благоуханье цветка разбудило воспоминания о цветке, который грустил по матери-розе.

- Как Даша сумела помочь цветку?

Привела друзей на пустырь.

- Представьте, что вы на месте Даши хотите убедить друзей прийти на пустырь. С помощью, каких слов вы бы сумели «достучаться» до сердец?

Дети приводят примеры.

- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?

Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота.
- Какие душевные качества нужны человеку, чтобы жить и трудиться?
(позвать помощника).
Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота.
На доске появляется цветок: в центре – слово труд, лепестки – качества человека.
- Чего не хватает и человеку, и цветку для роста и жизни?
Корней (нарисовать корни).
Да, любому растению, каждому человеку дорого то место, где он родился. Отчий дом- главная для каждого из нас.
Что произошло с цветком?
Родители находят продолжение в своих детях, а неизвестный цветок возродился в своем сыне.

- Почему автор утверждает, что цветок-сын лучше, прекраснее своего отца?
«Цветок рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Что связывает и человека с отчим домом. С родителями, с близкими людьми. И чем больше страдает человек, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землей.

Вспомним вопрос, который мы поставили перед собой в начале работы над сказкой.
Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает нам писатель А. Платонов
- Если человеку одиноко, он страдает, то ему нужно помочь, окружить любовью, заботой.
-Каждый человек должен любить место, где он родился. Наша Родина - главное для нас
-Человек должен трудиться, не быть ленивым.
Такой человек преодолеет все жизненные неприятности.

5. Работа над иллюстрацией к сказке. (5 мин)
-Рассмотрим иллюстрацию к сказке на стр 34. Какой момент изобразила художница В. Горяева?
(На рисунке художника В. Горяевой изображен момент встречи девочки Даши с цветком).

- Как художник передал радостное изумление девочки при виде цветка?

- Какие вопросы задает Даша цветку?

- Почему она прониклась таким сочувствием к маленькому цветку?

- Можно ли сказать, что художнику удалось передать светлый, лиричный тон повествования?
Итог урока.
Спасибо за работу.
Непросто следовать принципам Международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой. С уважением и состраданием относитесь к людям, нуждающимся в этом.
Помните о близких людях всегда в будние дни. Помните о Родине, заботьтесь о ней. Знайте, что гуманность и доброта - вот главные ценности человеческой жизни. Гуманность- это доброта…
А вам я дарю цветок, у него появился дом. А вместе ним мудрую формулу жизни Андрея Платонова. Пусть она навсегда останется в наших сердцах.

6. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтоб вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?»
Категория: Мои статьи | Добавил: Солнышко (03.01.2017)
Просмотров: 3360 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Валентина74 • 19:31, 11.01.2017
Спасибо. Материал интересен
avatar