Среда, 25.06.2025, 15:21

Сайт учителя русского языка и литературы Плугаревой Анастасии Олеговны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методические материалы

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок русского языка "Путешествие в сказочное королевство "Однородных членов предложения"
Класс: 5
Форма урока: путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения»
Цель урока: усвоение и закрепление грамматико-орфографического материала на уроке
Задачи урока:
• Посредством игры познакомить и закрепить полученные знания по теме
• Развивать и корректировать познавательные процессы учащихся: зрительное и слуховое внимание, память; развивать навыки самостоятельной работы; формировать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, грамотность письма.
• Воспитание мотивации к учению, усидчивости, активности, доброжелательности, аккуратности.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к теме урока, аудиозапись, конверт №1 с рисунками, конверт №2 со словами на каждого ученика, индивидуальные карточки с предложениями для каждого ряда, карточки-фигурки для итога урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Психологическая готовность к уроку
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения». Страна сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в этой стране, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным.
Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения. Волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, вы чувствуете, как от наших улыбок стало хорошо, тепло и уютно. (Звучит аудиозапись ).
Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в сказочное королевство.
3. Минутка чистописания
– Ребята, а кто у нас на пути в наше сказочное королевство? (Минутка чистописания)
– Что хочет она от нас? Давайте выполним ее просьбу.
Работа в тетрадях: аккуратное письмо букв и слогов:
Лл Лл Лю лю и т.д.
– Прочтите пословицу: Любишь кататься – люби и саночки возить.
– Рассмотрите рисунки (у каждого ученика на столе конверт с рисунками). Расположите рисунки в правильной последовательности. Составьте по ним такой рассказ, чтобы его можно было озаглавить данной пословицей. (Приложение 1)
4. Словарная работа
– Посмотрите, а это кто к нам в гости пожаловал? (Словарик). Как вы думаете, что он нам с Вами приготовил? (Словарную работу).
– Прочитайте слова по стрелкам и объясните правописание данных слов. (Запись слов в тетрадях с объяснением)

Объединить четыре словарных слова, составьте одно предложение. (Конверт со словами у каждого на столе).
Ребята собрали богатый урожай апельсинов, абрикосов, мандаринов.
5. Объяснение нового материала
- Подходим к сказочной стране, но ворота в эту страну закрыты. Чтобы их открыть, нужно вспомнить всё, что вы знаете об однородных членах предложения.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?
- С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

- Ребята, посмотрите, мы сами не заметили как прибыли в сказочное королевство «Однородных членов предложения». В этом королевстве есть два графства. В первом живут графиня «Перечислительная интонация», и ее ближайшие помощницы «Запятые». В этом графстве все однородные члены связаны перечислительной интонацией, отвечают на один и тот же вопрос и отделяются друг от друга запятой.
- Дополните предложение однородными членами:
В лесу мы нашли...
Костя угощал во дворе ребят ...
- Вторым графством правят три брата: Союз А, Союз НО, Союз И. Вы уже, наверное, догадались, что однородные члены в этом графстве связаны между собой союзами А, НО, И. А теперь Слушайте дальше: Союз А и Союз НО имели каждый ближайшую помощницу – Запятую. Она всегда вставала перед Союзами А и НО, соединяющими однородные члены.
На интерактивной доске предложения:

– Найдите однородные члены предложения.
- Запишите данные предложения в тетрадях, выделите союзы А, НО.
- Третий из братьев, граф Союз И – самый старший и самый сердитый. Однажды он прогнал свою помощницу Запятую и с тех пор, Союз И называют одиноким, если соединяет два однородных члена, те перед Союзом И запятая никогда не ставится.
Появляется предложение:

Найдите однородные члены предложения. Запишите данное предложение в тетрадях, выделите союз И.
- Заинтересовала ли вас жизнь однородных членов в сказочном королевстве? Что вы узнали из сказки? (Дети воспроизводят события сказки).
- А чтобы вы не забыли, по каким законам живут однородные члены, правители сказочного королевства прислали вам правило-закон:
Однородные члены предложения – это слова, которые

– А авторы учебника поместили это правило на странице 60 учебника «Русский язык».
(Идет работа над правилом)
- Однородные члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

- Но посмотрите вокруг, жители этого королевства невеселы. Почему же? Все понятно. Они потеряли знаки препинания. Давайте им поможем! На доске нам даны схемы предложений, в которых потерялись знаки препинания:
1. () () ()
2. () и ()
3. () а ()
4. и () и () и ()
5. () : () () и ()
6. () () и () - ()
- Но чтобы эти знаки препинания не потерялись снова, давайте закрепим их на своих местах, составим предложения к данным схемам.

- Идем дальше.
Вот и городок Загадок показался! Но прежде чем в него войти, нужно отгадать загадку.
За д..ревьями, кустами
Пром..лькнуло быстро пламя.
Пром..лькнуло, проб..жало.
Нет ни дыма ни пожара.
(Рассвет)
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите и подчеркните грамматические основы и однородные члены предложения.
- Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились? Можем отправляться дальше! Но что это? Перед нами неприступные горы! Как же их преодолеть? Вы уже догадались: нужно выполнить ещё одно задание.
- Выберите в предложении слово, которое может стать обобщающим, и раскройте его однородными членами.
1) В невод попалось много рыбы…(щук, лещей, карасей).
2)На картине мы видим всякие цвета осени..(жёлтый, оранжевый, пурпурный).
Каким членом предложения может быть обобщающее слово?

- Долина Обобщающие слова позади, а перед нами река Пословиц.
В пословицах тоже используются однородные члены предложения.
Задание «Продолжи пословицу».
1) Встречай не с лестью, а .. .(с честью).
2) Лев спит, а одним глазом... (глядит).
3) Прежде соберись, а потом.. .(дерись).
4) Не гребень голову чешет, а .. .(время).

– Вот и закончилось наше путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения».
Появляется запись (слайд 18).
– Прочитайте предложения:
У нашей сказки счастливая развязка.
– Как вы понимаете это выражение? (Сказка хорошо заканчивается)
– Можно так сказать о нашем путешествии? (Да)
– Почему? (Мы многое узнали)
– Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?
– А какое настроение у Вас после путешествия? Покажите это с помощью карточек-фигур.
Категория: Мои статьи | Добавил: Солнышко (03.01.2017)
Просмотров: 551 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Валентина74 • 19:30, 11.01.2017
Спасибо
avatar