Урок русского языка "Путешествие в сказочное королевство "Однородных членов предложения"
Класс: 5 Форма урока: путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения» Цель урока: усвоение и закрепление грамматико-орфографического материала на уроке Задачи урока: • Посредством игры познакомить и закрепить полученные знания по теме • Развивать и корректировать познавательные процессы учащихся: зрительное и слуховое внимание, память; развивать навыки самостоятельной работы; формировать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, грамотность письма. • Воспитание мотивации к учению, усидчивости, активности, доброжелательности, аккуратности. Оборудование: интерактивная доска, презентация к теме урока, аудиозапись, конверт №1 с рисунками, конверт №2 со словами на каждого ученика, индивидуальные карточки с предложениями для каждого ряда, карточки-фигурки для итога урока. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Психологическая готовность к уроку – Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения». Страна сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывает в этой стране, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения. Волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, вы чувствуете, как от наших улыбок стало хорошо, тепло и уютно. (Звучит аудиозапись ). Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в сказочное королевство. 3. Минутка чистописания – Ребята, а кто у нас на пути в наше сказочное королевство? (Минутка чистописания) – Что хочет она от нас? Давайте выполним ее просьбу. Работа в тетрадях: аккуратное письмо букв и слогов: Лл Лл Лю лю и т.д. – Прочтите пословицу: Любишь кататься – люби и саночки возить. – Рассмотрите рисунки (у каждого ученика на столе конверт с рисунками). Расположите рисунки в правильной последовательности. Составьте по ним такой рассказ, чтобы его можно было озаглавить данной пословицей. (Приложение 1) 4. Словарная работа – Посмотрите, а это кто к нам в гости пожаловал? (Словарик). Как вы думаете, что он нам с Вами приготовил? (Словарную работу). – Прочитайте слова по стрелкам и объясните правописание данных слов. (Запись слов в тетрадях с объяснением)
Объединить четыре словарных слова, составьте одно предложение. (Конверт со словами у каждого на столе). Ребята собрали богатый урожай апельсинов, абрикосов, мандаринов. 5. Объяснение нового материала - Подходим к сказочной стране, но ворота в эту страну закрыты. Чтобы их открыть, нужно вспомнить всё, что вы знаете об однородных членах предложения. - Какие члены предложения называются однородными? - Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения? - С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
- Ребята, посмотрите, мы сами не заметили как прибыли в сказочное королевство «Однородных членов предложения». В этом королевстве есть два графства. В первом живут графиня «Перечислительная интонация», и ее ближайшие помощницы «Запятые». В этом графстве все однородные члены связаны перечислительной интонацией, отвечают на один и тот же вопрос и отделяются друг от друга запятой. - Дополните предложение однородными членами: В лесу мы нашли... Костя угощал во дворе ребят ... - Вторым графством правят три брата: Союз А, Союз НО, Союз И. Вы уже, наверное, догадались, что однородные члены в этом графстве связаны между собой союзами А, НО, И. А теперь Слушайте дальше: Союз А и Союз НО имели каждый ближайшую помощницу – Запятую. Она всегда вставала перед Союзами А и НО, соединяющими однородные члены. На интерактивной доске предложения:
– Найдите однородные члены предложения. - Запишите данные предложения в тетрадях, выделите союзы А, НО. - Третий из братьев, граф Союз И – самый старший и самый сердитый. Однажды он прогнал свою помощницу Запятую и с тех пор, Союз И называют одиноким, если соединяет два однородных члена, те перед Союзом И запятая никогда не ставится. Появляется предложение:
Найдите однородные члены предложения. Запишите данное предложение в тетрадях, выделите союз И. - Заинтересовала ли вас жизнь однородных членов в сказочном королевстве? Что вы узнали из сказки? (Дети воспроизводят события сказки). - А чтобы вы не забыли, по каким законам живут однородные члены, правители сказочного королевства прислали вам правило-закон: Однородные члены предложения – это слова, которые
– А авторы учебника поместили это правило на странице 60 учебника «Русский язык». (Идет работа над правилом) - Однородные члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
- Но посмотрите вокруг, жители этого королевства невеселы. Почему же? Все понятно. Они потеряли знаки препинания. Давайте им поможем! На доске нам даны схемы предложений, в которых потерялись знаки препинания: 1. () () () 2. () и () 3. () а () 4. и () и () и () 5. () : () () и () 6. () () и () - () - Но чтобы эти знаки препинания не потерялись снова, давайте закрепим их на своих местах, составим предложения к данным схемам.
- Идем дальше. Вот и городок Загадок показался! Но прежде чем в него войти, нужно отгадать загадку. За д..ревьями, кустами Пром..лькнуло быстро пламя. Пром..лькнуло, проб..жало. Нет ни дыма ни пожара. (Рассвет) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите и подчеркните грамматические основы и однородные члены предложения. - Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились? Можем отправляться дальше! Но что это? Перед нами неприступные горы! Как же их преодолеть? Вы уже догадались: нужно выполнить ещё одно задание. - Выберите в предложении слово, которое может стать обобщающим, и раскройте его однородными членами. 1) В невод попалось много рыбы…(щук, лещей, карасей). 2)На картине мы видим всякие цвета осени..(жёлтый, оранжевый, пурпурный). Каким членом предложения может быть обобщающее слово?
- Долина Обобщающие слова позади, а перед нами река Пословиц. В пословицах тоже используются однородные члены предложения. Задание «Продолжи пословицу». 1) Встречай не с лестью, а .. .(с честью). 2) Лев спит, а одним глазом... (глядит). 3) Прежде соберись, а потом.. .(дерись). 4) Не гребень голову чешет, а .. .(время).
– Вот и закончилось наше путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения». Появляется запись (слайд 18). – Прочитайте предложения: У нашей сказки счастливая развязка. – Как вы понимаете это выражение? (Сказка хорошо заканчивается) – Можно так сказать о нашем путешествии? (Да) – Почему? (Мы многое узнали) – Какой вывод можно сделать после нашего путешествия? – А какое настроение у Вас после путешествия? Покажите это с помощью карточек-фигур.